«Самурай»: всероссийская премьера классического неонуара Жан-Пьера Мельвиля с Аленом Делоном
26 августа кинотеатр «Синема Парк Алатырь» приглашает на всероссийскую премьеру классического неонуара «Самурай», безусловный шедевр Жан-Пьера Мельвиля и один из ключевых криминальных триллеров в истории. В главной роли — Ален Делон, икона кино XX века. Демонстрироваться будет новейшая 4К-реставрация, а сеансы пройдут как на французском языке с русскими субтитрами. В Екатеринбурге фильм представит и обсудит со зрителями Алексей Еньшин.
«Самурай» — лаконичный и стильный портрет профессионального киллера, очередное задание которого идет не по плану и вынуждает противостоять как полиции, так и жаждущим расправы нанимателям. Мельвиль, часто именуемый самым американским из французских режиссеров, беззастенчиво вдохновляется голливудским нуаром и одновременно с этим поворачивает жанровые клише в сторону самурайской мифологии. Главный герой — человек вне времени и без истории, но с особыми ритуалами и непоколебимыми моральными принципами. Одинокий волк, угодивший в капкан и выбирающий смерть на своих условиях ради сохранения чести. Он лишен каких-либо эмоций и чувств, но в этой непроницаемости и кроется его притягательность. В роли такого антигероя невероятно органичен Ален Делон, секс-символ мирового кино на пике популярности и мастерства. Эстетика картины выверена до мелочей и лишена ненужных пояснений, словам в ней предпочитаются действия, а в тишине сосредоточено напряжение. «Самурай», по словам Мельвиля, — это психоанализ шизофреника, сделанный параноиком. Фильм о перфекционисте, созданный таким же перфекционистом. Элегантная история об одиночестве, отчуждении и предчувствии смерти.
Жан-Пьер Мельвиль — ведущий режиссер послевоенного французского кино с независимым положением и бескомпромиссным стилем, «крестный отец новой волны», учитель и авторитет для Годара, Трюффо и других коллег-современников. «Самурай» — одна из поздних его работ, ставшая квинтэссенцией авторской эстетики и главным шедевром в карьере Мельвиля. Фильм не только оказал огромное влияние на развитие неонуара и криминальной драмы — из него по сути вышли все знаковые картины об антигероях-одиночках: «Таксист» Мартина Скорсезе, «Леон» Люка Бессона, «Пес-призрак» Джима Джармуша, «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Убийца» Дэвида Финчера. «Самурая» в числе любимых называют Квентин Тарантино, Джон Ву и Йоргос Лантимос. Место фильма Мельвиля в истории сложно переоценить, но важнее другое: даже полвека спустя «Самурай» выглядит ничуть не устаревшим и до сих пор способен заворожить зрителей. Это вневременной шедевр, который обязан увидеть каждый ценитель кино, особенно в идеальной 4К-реставрации.